ПОТРЕБНОСТИ


ПОТРЕБНОСТИ
(need ; want ) способности к потреблению. Для существования человека, общества в целом абсолютно необходимы определенные предметы и условия окружающей среды. П. можно рассматривать с самых разных сторон - как биологические, производственные, экономические, социальные, культурные и другие. Человеческие П. разнообразны и многочисленны, проявляются в стремлении людей к потреблению и обретают форму пожелания, намерения потреблять те или иные блага. П. объективны, они складываются под влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и уровня материального благосостояния. Первичные жизненные П. человека не беспредельны, границы их удовлетворения четко обозначены. Вторичные П. - экономические, социальные, культурные и духовные - постоянно возрастают. П., таким образом, - категория не статическая, а динамическая: удовлетворенная П. обеспечивает развитие личности, общества в целом, поднимает тем самым их на новую ступень, к новым, более высоким П. Выделяются два аспекта категории "П.". Первый - содержание и форма проявления П. Высший их уровень - действительные общественные П. (или абсолютная потребительная сила общества), которые характеризуют потенциальные П. потребителей, обусловленные развитием производства и культуры и не ограничиваемые достигнутыми экономическими и социальными условиями. Более низкий уровень - необходимые П., удовлетворить которые в каждый данный момент позволяют возможности производства и социальные условия. Низший предел необходимых П. - физический предел средств существования. Наряду с предметами первой необходимости существуют и предметы роскоши, которые при данном уровне развития не входят в П. основной массы населения. Другой аспект характеристики категории "П". состоит в том, чтобы различать П. как таковые и спрос как внешнюю форму их проявления. Историческая обусловленность П. и спроса приводит к тому, что в сложной системе общественных П. обнаруживаются различные сочетания объективного и субъективного начал. Абсолютно необходимой является, например, П. человеческого организма в калориях, витаминах и минеральных солях. Но набор продуктов, в которых они заключены, - это в значительной мере дело вкуса и привычки. Поэтому необходимо различать П. как внутреннее состояние потребляющего субъекта и как внешнее проявление этого состояния, как необходимость иметь определенное количество конкретных благ, способных удовлетворить данную П. Спрос отражает П. в конкретных количествах товаров определенного потребительского назначения, но не вес П., а только те, которые обеспечены денежными средствами. Таким образом, под спросом обычно понимаются платежеспособные П., т.е. обеспеченная деньгами часть П. в товарах, а также услугах, реализуемых в товарной форме. Развитие и удовлетворение П. зависят от потребления. Если на рынке имеются товары, соответствующие спросу, он способствует возникновению обмена и потребления, следовательно, покупательский спрос предшествует потреблению и одновременно является его отражением в виде реализованного спроса. П. населения и уровень его доходов являются факторами, формирующими платежеспособный спрос. П. в товарах производственного назначения определяется технологией и объемом производства. Все это позволяет понять, почему в маркетинге придается такое большое значение исследованию П. потенциальных покупателей: через вскрытие этих П., через возможно более четкое представление социально значимых результатов использования товара производитель активизирует сбыт своих продуктов. Отсюда ясно, почему проектирование любого нового товара необходимо начинать с анализа действующих потенциальных П. тех людей, которые будут этот товар покупать, независимо от того, индивидуальные или производственные П. данный товар удовлетворяет. Ведь только осознав эти П., человек станет целенаправленно действовать, т.е. приобретать предлагаемый товар. Отсюда возникает и необходимость в классификации П., чтобы точно связывать их с товаром как в рекламе, так и в сознании потенциального покупателя.

Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. . 2001.

Смотреть что такое "ПОТРЕБНОСТИ" в других словарях:

  • Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… …   Википедия

  • ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОТРЕБНОСТИ — ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают потребности биологические, свойственные… …   Современная энциклопедия

  • ПОТРЕБНОСТИ — ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… …   Демографический энциклопедический словарь

  • потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Потребности — ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают потребности биологические, свойственные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПОТРЕБНОСТИ — (needs) То, что требуется для совершения или достижения чего либо. Человеческие потребности , например, обозначают нужды, которые необходимо удовлетворить во избежание вреда организму. Так, принято говорить о нужде в питании, питье, убежище и… …   Политология. Словарь.

  • ПОТРЕБНОСТИ — одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров; услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относят не только то, что… …   Экономический словарь

  • ПОТРЕБНОСТИ —         нужда или недостаток в ч. л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности.         Биологич. П. (в том числе и у человека) обусловлены… …   Философская энциклопедия

  • ПОТРЕБНОСТИ — виды продукции, товаров, услуг, в которых нуждаются люди, которые они стремятся иметь и потреблять. К П. относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными… …   Юридическая энциклопедия

  • Потребности — психологический или физиологический дефицит чего либо, отраженный в восприятии человека …   Словарь терминов антикризисного управления

Книги

Другие книги по запросу «ПОТРЕБНОСТИ» >>